КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ярош Татьяна Леонидовна,
учитель белорусского языка и литературы
государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г.Мозыря»
г. Мозырь, Гомельская область
Республика Беларусь
The article shows the issue of the formation of psycholinguistic competence of students at the second stage of general secondary education through the use of competent-oriented tasks in the lessons of the Belarusian language. The concept of “psycho-linguistic competence” is described, the model of a competent-oriented task is indicated. An example of a competent-oriented task on the topic “Appeal” is given taking into account the traditions of Belarusian people.
Согласно концепции учебный предмет «Белорусский язык» является не только предметом изучения, но и действенным средством формирования личности, способной воспринимать на родном языке содержание прочитанного и услышанного, создавать устные и письменные высказывания в зависимости от цели и задач коммуникации. В связи с этим изучение белорусского языка направлено на формирование таких компетенций учащихся, как языковой (освоение системы языка, закономерностей и правил функционирования языковых средств в речи, норм белорусского литературного языка), речевой (владение способами выражения мысли средствами языка в устной и письменной формах, в различных видах речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо), коммуникативной (владение культурой речи, правилами речевого общения, умение создавать самостоятельные устные и письменные высказывания разных типов, стилей и жанров), лингвокультурологической (осознание учащимися языка как феномена культуры, в котором нашли отражение ее проявления; владение языком как системой сохранения и передачи ценностей культуры, способность пользоваться культуроведческими данными в процессе речевого общения) [2].
Современная практика свидетельствует о снижении количественного и качественного уровней чтения на белорусском языке, грамотности, ограничения лексического запаса, речевого и коммуникативного потенциалов, поскольку важность использования белорусского языка в повседневной жизни для многих учащихся невысокая [1]. Решение этих проблем возможно за счет формирования психолингвистической компетенции учащихся.
Психолингвистика как наука возникла в середине XX века и представляет собой область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. Суть психолингвистики (тесная связь между языком и мышлением) рассматривали в работах такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев и др. [4, 6].
Под психолингвистической компетенцией следует понимать:
- осведомленность в лингвистической теории, осознание её как системы правил и предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
- знание речеведческой теории, владение основными видами мыслеречевой деятельности;
- владение основными языковыми (опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления и факты), мыслеречевыми (выбирать, актуализировать языковые средства), коммуникативными (выбирать программу речевого поведения) умениями;
- осознание мотивов и потребностей речевого поведения [5].
С одной стороны, компетенции формируются и проявляются в деятельности, с другой стороны, языковой процесс ученые определяют как творческий, поэтому формирование психолингвистической компетенции учащихся в процессе обучения белорусскому языку должно осуществляться в условиях раскрытия творческого потенциала и творческой самореализации личности.
В свою очередь, это требует существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, что возможно за счет использования компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания требуют использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организуют деятельность учащегося, а не требуют воспроизведения ими информации или отдельных действий [3].
Важно отметить, что целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Особенности компетентностно-ориентированных заданий заключаются в следующем:
- компетентностно-ориентированное задание базируется на знаниях, умениях, но требует умения применять накопленные знания в практической деятельности;
- это деятельностное задание, которое организует деятельность обучающегося;
- моделирует жизненную (практическую) ситуацию;
- требует от обучающихся использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации;
- разрабатывается на актуальном для учащихся материале [3].
Модель компетентностно-ориентированных заданий
Компонент |
Вопрос |
Функция |
Стимул |
Зачем я это делаю? Для чего мне это надо? |
Мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную и другие ситуации; при необходимости может нести функцию источника информации |
Задачная формулировка |
Что я должен сделать, чтобы решить задание? |
Указывает учащемуся на ту деятельность, которую он должен совершить для выполнения задания |
Источник информации |
С помощью чего я выполню задание? |
Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания |
Бланк выполнения задания |
|
Задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который нужно фиксировать на специально выданном бланке |
Инструмент проверки |
|
Ориентирует на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке и позволяет оценить их выполнение (ключ, модельный ответ, шкала). |
С целью формирования психолинвистической компетенции учащихся на уроке белорусского языка в 5 классе по теме «Обращение» предлагаются следующие компетентностно-ориентированные задания на основе материала праздника Коляды.
Компетентностно-ориентированное задание №1
Стимул |
Коляды – самый мистический праздник славян. Колядное солнце рождалось в образе ребёнка, которого украла ведьма. Но лучики молодого солнца сожгли волчью шкуру, он освободился из царства тьмы и стал популярным и известным… |
Задачная формулировка |
1. Проведите опрос среди незнакомых и знакомых людей, используя следующие вопросы: - Ваше отношение к белорусскому языку. - Что вы знаете о празднике Коляды? - Используете ли вы в своей речи обращения? Обращайтесь при опросе на белорусском языке, используйте в своей речи обращения и слова этикета. 2. Представьте итоги своей работы в виде мини-проекта «Обращение в жизни людей. Коляды – популярный праздник» |
Источник информации |
Зiмовыя святы: Дапам. для настаўнiкаў i выхавальнiкаў/ Аўт.-уклад. А.М. Аляхновiч, А.Ю. Лозка; Маст. М.У. Анемпадыстаў.– Мн.: Беларусь, 1999.– С. 50–51. Беларуская мова, 5 клас, ч.1 (аўтары: В.П. Красней, Я.М. Лаўрэль, В.I. Несцяровiч, Л.С. Васюковiч) |
Инструмент проверки |
Критерии оценки выполненного задания: - правильно использованы обращения в речи и в тексте – 4 балла; - неправильно использованы обращения – 2 балла; - правильно оформленный текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами – 4 балла; - неправильно оформленный текст – 2 балла; - оригинальность представления мини-проекта – 2 балла. |
Компетентностно-ориентированное задание №2
Стимул |
Главным блюдом колядного стола была кутья (ячневая каша с добавление меда, орехов; сала и мяса) А варили ее необычно… |
Задачная формулировка |
1. Вычислите количество ингредиентов, необходимых для получения трех порций кутьи. 2. Приготовьте из представленных ингредиентов три порции кутьи, используя весы и мерный стаканчик. 3. Представьте рецепт приготовленной кутьи в виде заклички, используя обращения. |
Источник информации |
Зiмовыя святы: Дапам. для настаўнiкаў i выхавальнiкаў/ Аўт.-уклад. А.М. Аляхновiч, А.Ю. Лозка; Маст. М.У. Анемпадыстаў.– Мн.: Беларусь, 1999.– С. 50–51. |
Бланк для выполнения задания |
Кутья Одна порция 1. Ячневая крупа – 50 граммов 2. Вода – 100 граммов 3. Сахар – 1 столовая ложка 4. Соль – одна щепотка 5. Подсолнечное масло – 1 столовая ложка 6. Изюм – 15 штук |
Инструмент проверки |
Модельный ответ Кутья Одна порция 1. Ячневая крупа – 150 граммов 2. Вода – 300 граммов 3. Сахар – 3 столовые ложки 4. Соль – три щепотки 5. Подсолнечное масло – 3 столовые ложки 6. Изюм – 45 штук
Критерии оценки выполненного задания - правильный расчет ингредиентов – 3 балла; - неправильный расчет ингредиентов – 2 балла; - правильный расчет ингредиентов с использованием измерительных приборов – 3 балла; - неправильный расчет ингредиентов с использованием измерительных приборов – 2 балла; - правильное использование слов в закличке, обращений в речи – 4 балла; - неправильное использование слов в закличке, обращений в речи – 2 балла. |
Итак, учащиеся при выполнении компетентностно-ориентированных заданий овладевают метаязыковыми, языковыми, речемыслительными и коммуникативными умениями, а также осознают мотивы и потребности в коммуникации, что содействует формированию психолингвистической компетенции.
Список литературы
- Васюковiч, Л.С. Псiхалiнгвiстычны аспект вучэбнага тэксту для старшай ступенi школы/ Л.С. Васюковiч // Адукацыя i выхаванне.– 2007.–№8.– С. 43–46.
- Канцэпцыя вучэбнага прадмета “Беларуская мова”.
- Пашкевич, А.В. Оцениваем метапредметные результаты. Стратегия и методы оценивания. Проектирование заданий, тестов, задач. Электронное приложение с презентациями и мониторинговыми материалами/ А.В. Пашкевич.– Волгоград: Учитель.– 135 с.
- Рабочие материалы к Круглому столу «Воспитание, обучение, развитие в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского» 12 января 2016 года, г. Гомель / Словарь Л.С. Выготского. Под редакцией А.А. Леонтьева; авт. коллектив: Е.Н. Высоцкая [и др.].– Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №98 – 06 – 08056а. Книга выпущена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №02 – 06 16001 д.
- Тигина, С.А. Структура психолингвистической компетенции младших школьников / С.А. Тигина // [Эл. ресурс].– Режим доступа: http://tl-ie.kursksu.ru/pdf/007-21.pdf.– Дата доступа: 19.01.2016.
- Уланович, О.И. Психолингвистика: учеб. пособие/ О.И. Уланович.– Минск: Гревцов, 2010.– 240 с.:ил.
Вернуться в раздел Разработки уроков, мероприятий, публикации