Учитель белорусского языка и литературы Ярош Татьяна Леонидовна

Ответственность, качество, внимание.

Разработки уроков, мероприятий, публикации

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ярош Татьяна Леонидовна,

учитель белорусского языка и литературы

государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г.Мозыря»

г. Мозырь, Гомельская область

Республика Беларусь

 

The article shows the issue of the formation of psycholinguistic competence of students at the second stage of general secondary education through the use of competent-oriented tasks in the lessons of the Belarusian language. The concept of “psycho-linguistic competence” is described, the model of a competent-oriented task is indicated. An example of a competent-oriented task on the topic “Appeal” is given taking into account the traditions of Belarusian people.

 

Согласно концепции учебный предмет «Белорусский язык» является не только предметом изучения, но и действенным средством формирования личности, способной воспринимать на родном языке содержание прочитанного и услышанного, создавать устные и письменные высказывания в зависимости от цели и задач коммуникации. В связи с этим изучение белорусского языка направлено на формирование таких компетенций учащихся, как языковой (освоение системы языка, закономерностей и правил функционирования языковых средств в речи, норм белорусского литературного языка), речевой (владение способами выражения мысли средствами языка в устной и письменной формах, в различных видах речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо), коммуникативной (владение культурой речи, правилами речевого общения, умение создавать самостоятельные устные и письменные высказывания разных типов, стилей и жанров), лингвокультурологической (осознание учащимися языка как феномена культуры, в котором нашли отражение ее проявления; владение языком как системой сохранения и передачи ценностей культуры, способность пользоваться культуроведческими данными в процессе речевого общения) [2].

Современная практика свидетельствует о снижении количественного и качественного уровней чтения на белорусском языке, грамотности, ограничения лексического запаса, речевого и коммуникативного потенциалов, поскольку важность использования белорусского языка в повседневной жизни для многих учащихся невысокая [1]. Решение этих проблем возможно за счет формирования психолингвистической компетенции учащихся.

Психолингвистика как наука возникла в середине XX века и представляет собой область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. Суть психолингвистики (тесная связь между языком и мышлением) рассматривали в работах такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев и др. [4, 6].

Под психолингвистической компетенцией следует понимать:

  • осведомленность в лингвистической теории, осознание её как системы правил и предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
  • знание речеведческой теории, владение основными видами мыслеречевой деятельности;
  • владение основными языковыми (опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления и факты), мыслеречевыми (выбирать, актуализировать языковые средства), коммуникативными (выбирать программу речевого поведения) умениями;
  • осознание мотивов и потребностей речевого поведения [5].

С одной стороны, компетенции формируются и проявляются в деятельности, с другой стороны, языковой процесс ученые определяют как творческий, поэтому формирование психолингвистической компетенции учащихся в процессе обучения белорусскому языку должно осуществляться в условиях раскрытия творческого потенциала и творческой самореализации личности.

В свою очередь, это требует существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, что возможно за счет использования компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания требуют использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организуют деятельность учащегося, а не требуют воспроизведения ими информации или отдельных действий [3].

Важно отметить, что целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Особенности компетентностно-ориентированных заданий заключаются в следующем:

  • компетентностно-ориентированное задание базируется на знаниях, умениях, но требует умения применять накопленные знания в практической деятельности;
  • это деятельностное задание, которое организует деятельность обучающегося;
  • моделирует жизненную (практическую) ситуацию;
  • требует от обучающихся использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации;
  • разрабатывается на актуальном для учащихся материале [3].

Модель компетентностно-ориентированных заданий

Компонент

Вопрос

Функция

Стимул

Зачем я это делаю?

Для чего мне это надо?

Мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную и другие ситуации; при необходимости может нести функцию источника информации

Задачная формулировка

Что я должен сделать, чтобы решить задание?

Указывает учащемуся на ту деятельность, которую он должен совершить для выполнения задания

Источник информации

С помощью чего я выполню задание?

Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

Бланк выполнения задания

 

Задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который нужно фиксировать на специально выданном бланке

Инструмент проверки

 

Ориентирует на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке и позволяет оценить их выполнение (ключ, модельный ответ, шкала).

С целью формирования психолинвистической компетенции учащихся на уроке белорусского языка в 5 классе по теме «Обращение» предлагаются следующие компетентностно-ориентированные задания на основе материала праздника Коляды.

Компетентностно-ориентированное задание №1

Стимул

Коляды – самый мистический праздник славян. Колядное солнце рождалось в образе ребёнка, которого украла ведьма. Но лучики молодого солнца сожгли волчью шкуру, он освободился из царства тьмы и стал популярным и известным…

Задачная формулировка

1. Проведите опрос среди незнакомых и знакомых людей, используя следующие вопросы:

- Ваше отношение к белорусскому языку.

- Что вы знаете о празднике Коляды?

- Используете ли вы в своей речи обращения?

Обращайтесь при опросе на белорусском языке, используйте в своей речи обращения и слова этикета.

2. Представьте итоги своей работы в виде мини-проекта «Обращение в жизни людей. Коляды – популярный праздник»

Источник информации

Зiмовыя святы: Дапам. для настаўнiкаў i выхавальнiкаў/ Аўт.-уклад. А.М. Аляхновiч, А.Ю. Лозка; Маст. М.У. Анемпадыстаў.– Мн.: Беларусь, 1999.– С. 50–51.

Беларуская мова, 5 клас, ч.1 (аўтары: В.П. Красней, Я.М. Лаўрэль, В.I. Несцяровiч, Л.С. Васюковiч)

Инструмент проверки

Критерии оценки выполненного задания:

- правильно использованы обращения в речи и в тексте – 4 балла;

- неправильно использованы обращения – 2 балла;

- правильно оформленный текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами – 4 балла;

- неправильно оформленный текст – 2 балла;

- оригинальность представления мини-проекта – 2 балла.

 

Компетентностно-ориентированное задание №2

Стимул

Главным блюдом колядного стола была кутья (ячневая каша с добавление меда, орехов; сала и мяса)

А варили ее необычно…

Задачная формулировка

1. Вычислите количество ингредиентов, необходимых для получения трех порций кутьи.

2. Приготовьте из представленных ингредиентов три порции кутьи, используя весы и мерный стаканчик.

3. Представьте рецепт приготовленной кутьи в виде заклички, используя обращения.

Источник информации

Зiмовыя святы: Дапам. для настаўнiкаў i выхавальнiкаў/ Аўт.-уклад. А.М. Аляхновiч, А.Ю. Лозка; Маст. М.У. Анемпадыстаў.– Мн.: Беларусь, 1999.– С. 50–51.

Бланк для выполнения задания

Кутья

Одна порция

1.      Ячневая крупа – 50 граммов

2.      Вода – 100 граммов

3.      Сахар – 1 столовая ложка

4.      Соль – одна щепотка

5.      Подсолнечное масло – 1 столовая ложка

6.      Изюм – 15 штук

Инструмент проверки

Модельный ответ

Кутья

Одна порция

1.      Ячневая крупа – 150 граммов

2.      Вода – 300 граммов

3.      Сахар – 3 столовые ложки

4.      Соль – три  щепотки

5.      Подсолнечное масло – 3 столовые ложки

6.      Изюм – 45 штук

 

Критерии оценки выполненного задания

- правильный расчет ингредиентов – 3 балла;

- неправильный расчет ингредиентов – 2 балла;

- правильный расчет ингредиентов с использованием измерительных приборов – 3 балла;

- неправильный расчет ингредиентов с использованием измерительных приборов – 2 балла;

- правильное использование слов в закличке, обращений  в речи – 4 балла;

- неправильное использование  слов в закличке, обращений в речи – 2 балла.

 

Итак, учащиеся при выполнении компетентностно-ориентированных заданий овладевают метаязыковыми, языковыми, речемыслительными и коммуникативными умениями, а также осознают мотивы и потребности в коммуникации, что содействует формированию психолингвистической компетенции.

Список литературы

  1. Васюковiч, Л.С. Псiхалiнгвiстычны аспект вучэбнага тэксту для старшай ступенi школы/ Л.С. Васюковiч // Адукацыя i выхаванне.– 2007.–№8.– С. 43–46.
  2. Канцэпцыя вучэбнага прадмета “Беларуская мова”.
  3. Пашкевич, А.В. Оцениваем метапредметные результаты. Стратегия и методы оценивания. Проектирование заданий, тестов, задач. Электронное приложение с презентациями и мониторинговыми материалами/ А.В. Пашкевич.– Волгоград: Учитель.– 135 с.
  4. Рабочие материалы к Круглому столу «Воспитание, обучение, развитие в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского» 12 января 2016 года, г. Гомель / Словарь Л.С. Выготского. Под редакцией А.А. Леонтьева; авт. коллектив: Е.Н. Высоцкая [и др.].– Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №98 – 06 – 08056а. Книга выпущена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №02 – 06 16001 д.
  5. Тигина, С.А. Структура психолингвистической компетенции младших школьников / С.А. Тигина // [Эл. ресурс].– Режим доступа: http://tl-ie.kursksu.ru/pdf/007-21.pdf.– Дата доступа: 19.01.2016.
  6. Уланович, О.И. Психолингвистика: учеб. пособие/ О.И. Уланович.– Минск: Гревцов, 2010.– 240 с.:ил.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Разработки уроков, мероприятий, публикации